РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ ПИСАТЕЛЕЙ Автор: К.М. Вейланд
Переводчик: Таисия Кравченко
Редактура: Юлия Конева
Источник:
Типичный писатель Хотите научиться писать? Иногда лучший способ улучшить повысить свое мастерство - это избегать ошибок. Но разве вам не пригодился бы понятный список наиболее распространенных писательских ошибок с советами о том, как их избежать?
Вот именно. И этот список - перед вами!
В моей серии работ ''Самые частые ошибки писателей'' я собрала самые распространенные промахи авторов, которые вижу регулярно. Вы сможете избежать неудачи, постигшие ваших коллег по цеху, если научитесь определять проблемные места в структуре произведения, в самом повествовании и в создании героя. А еще лучше будет, если вы научитесь не только не совершать ошибок, но и переосмысливать их для создания писательских приемов и написания сильных историй.
Вы научитесь:
как избежать вступлений, которые утомят, или, еще хуже введут в заблуждение читателя - и взамен узнаете, как с первых же предложений привлечь внимание читателя и раздразнить его любопытство;
как избавить вашего читателя от необходимости спотыкаться на диалектизмах, и как вместо этого безупречно отобразить акцент или региональные особенности говора в диалоге;
как избежать неуместного или лишенного интриги финала - путем разработки связной и целостной истории, в которой возрастает напряжение и подогревается интерес читателя от начала и до самого конца;
как добиться того, чтобы повествование было без резких рывков, и протекало размеренно, затягивая читателя;
как вырезать слабые флэшбеки и научиться создавать важные отступления в прошлое героев, не нарушающие цельность произведения.
Даже состоявшиеся авторы иногда наступают на эти грабли. Давайте учиться распознавать их, перешагивать и писать бестселлеры.
Ошбка №1. Глаголы, которые рассказывают, а не показывают
Учитесь вовремя замечать места в повествовании, где вы можете легко сделать сцену ярче за счет глаголов, которые покажут действие, а не расскажут о нем.
Ошибка №2. Вы тоже используете ''там'' как подспорье?
Где бы вы не заметили слово "'там"' в роли местоимения, не сомневайтесь: оно используется как подпорка для слабых страдательных (пассивных) конструкций.
Ошибка №3. Слабые причинно-следственные связи
Если сможете усилить сюжетную линию за счет логичной последовательности причины и следствия, то вы добьетесь спокойного повествования, более правдоподобных реакций персонажей и большей увлеченности читателя
Ошибка№4. Туманное повествование
Как создателю своей вселенной и героев, вам необязательно погрязать в болоте деталей и невнятных идей. Вы можете утверждать что-то на основании своего авторитета, потому что если не вы авторитет собственному произведению, то кто?
Ошибка №5. Неверное чередование прямой речи и действия
Изучите внимательно на два способа, с помощью которых вводится речь персонажа и изменяется её чередование с повествованием: это прямая речь и ритм действий.
Ошибка №6. Авторитарность в повествовании от первого лица
Именно этот тип повествования больше всех остальных имеет предрасположенность скатываться до зацикленности на самом себе - другими словами, герой-рассказчик заполняет собой все произведение, не оставляя места ни для других героев, ни даже для самого сюжета.
Ошибка №7. Вступления, которые обманывают ожидания
Строчки, открывающие ваш роман, могут быть переполнены энергией, опасностью, и даже иметь крючки, на которые легко ловить читателя, но если следующий же абзац огорошивает резкой переменой событий, то читатель, будет скорее раздражен, нежели впечатлен.
Ошибка № 8. Стилистические ошибки
Убедитесь, что никакой потенциально опасный ''батя'' не разрушит уверенность читателя в вашей компетентности.
Ошибка №9. В сцене ничего не происходит
Пробегитесь взглядом - возможно, вы увидите некоторые признаки того, что для вашей сцены характерно скорее отсутствие действие, чем его развитие.
Ошибка №10. История, перегруженная героями
Когда автор имеет дело с большим количеством героев, читателю грозит опасность запутаться в них.
Ошибка №11. Читатели получают ложное представление о ваших героях
Неправильный выбор хотя бы одного слова может оказаться достаточным, чтобы дать читателю совершенно другое (и неверное) представление о персонажах.
Ошибка №12. Вялые флэшбэки
Делать флэшбэк или не делать, вот в чем вопрос? Рано или поздно, этот вопрос встает перед каждым автором.
Ошибка №13. Слишком много объяснений
Сперва поймите, зачем вам вводить детальное объяснение, затем переосмыслите его, чтобы понять, так уж ли велика его ценность. Не бойтесь вырезать такие отрывки, если они мешают воспринимать информацию большей важности.
Ошибка №14. Синдром отсутствия места действия
Авторы видят все настолько ясно, что иногда даже не замечают, что оставляют читателя без деталей, необходимых для того, чтобы представить себе место, где разворачивается действие.
Ошибка №15. Недостаточная или избыточная реакция персонажей
Трудно описать реакцию персонажа на какое-то событие, не впадая в одну из двух крайностей: недостаток или избыток.
Ошибка №16. Мало напряжения
Напряжение - угроза конфликту. Оно может как свести конфликт на нет, так и дать ему вспыхнуть.
Ошибка №17. Персонажи, которым недостает цели
Появление персонажа без целей вызывает скуку и ведет к созданию вяло протекающих сцен, которые не раскрывают ни сюжет, ни самого героя.
Ошибка №18. Проскакивание лучших моментов произведения
Иногда, сами того не заметив, мы опускаем лучшие сцены, оставляя читателей в недоумении и разочаровании.
Ошибка №19. Переизбыток ''вдруг''
У слова ''вдруг'', по иронии, есть тенденция к уменьшению создаваемого им эффекта.
Ошибка №20. Слабое использование диалектов в диалогах
Если вы не можете использовать буквы для передачи фонетических изменений, то что вообще вы можете?
Ошибка №21. Слишком много пояснений
Перебор с пояснениями может проявляться по-разному, но суть этой проблемы всегда в повторении, и, как правило, это является симптомом авторской неуверенности.
Ошибка №22. Сцены, сосредоточенные на том, чего не происходит
Когда мы фокусируемся на статичных моментах, мы упускаем возможность рассказать читателю, что ему надо вообразить.
Ошибка № 23. Слишком сложный стиль
Используемый не по назначению или слишком часто, мудреный язык произведения может отпугнуть читателя, или, что хуже, ввести его в замешательство.